Приложение 1

к приказу Министра образования и науки

Республики Казахстан

от 31 марта 2020 года № 121

Методические рекомендации
по организации учебного процесса в организациях технического и профессионального, послесреднего образования в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период пандемии

1. Общие положения

1. Руководитель организации технического и профессионального, послесреднего образования (далее — ТиПО) обеспечивает информирование обучающихся, педагогов, других работников, родителей и иных законных представителей обучающихся по всем вопросам организаций учебного процесса в условиях распространения коронавирусной инфекции в период пандемии через доступные каналы связи, интернет-ресурсы организации ТиПО.

2. Руководитель организации ТиПО принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, педагогов и других работников, организации образовательного процесса в период пандемии, при этом незамедлительно информирует о принимаемых мерах вышестоящий орган управления и всех участников образовательного процесса.

3. Руководитель организации ТиПО приостанавливает подачу заявлений на переоформление, получение новых приложений к лицензии на занятие образовательной деятельностью, конвертацию на период пандемии коронавирусной инфекции.

4. Администрация организации образования проводит разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса:

об ответственности каждого за сохранение здоровья, о мерах предосторожности;

об организации индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, в т.ч. с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств.

5. Администрация организации образования осуществляет ежедневную связь с вышестоящим органом управления образования, другими государственными органами по вопросам организации учебного процесса и иным вопросам.

2. Порядок организации учебного процесса
в организациях ТиПО

6. Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с установленной учебной нагрузкой, рабочим учебным планом, учебными программами, графиком и расписанием занятий.

7. Организация ТиПО проводит обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ), реализует учебные программы в соответствии с государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального, послесреднего образования, учебным планом и графиком учебного процесса.

При необходимости в график учебного процесса, содержание учебных программ вносятся коррективы, вызванные необходимостью создания гибкой организационной формы обучения.

8. Участникам образовательного процесса предоставляется:

1) доступ к электронным платформами различным электронным источникам (видеоуроки, самостоятельная онлайн-работа, электронный журнал, онлайн-курсы, чат-занятия, веб-занятия, телеконференция, ресурсы Bilim media group, скайп, google.classroom, MOODLE, ZOOM, электронная почта, WhatsApp — чаты, ресурсы Opiq.kz., Telegram — каналы и другие необходимые средства);

2) трансляция посредством телекоммуникационных сетей на телеканалах «EL ARNA», «balapan» на казахском и русском языках;

3) рассылка учебных материалов в отделениях Казпочты, расположенные вблизи от места проживания обучающегося.

9. Для организации учебного процесса с использованием ДОТ необходимо наличие в организации образования:

образовательного интернет-портала (сайта) и (или) информационной системы, содержащей учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

каналы связи, оборудование, обеспечивающих подключение к сети Интернет;

цифровых образовательных ресурсов;

сетевых систем управления обучением, учебным контентом или сервиса;

тестирующих комплексов;

педагогов, прошедших соответствующую подготовку.

10. Организация ТиПО имеет право применения любых технологий обучения, обеспечивающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования.

11. До начала учебных занятий организация образования проводит ознакомление с технологиями и системой дистанционного обучения.

12. Организация ТиПО обеспечивает методическую помощь обучающимся с использованием телекоммуникационных средств с учетом возможностей обучающихся.

13. Консультации осуществляются в форме индивидуальных и групповых посредством синхронного или асинхронного взаимодействия. Синхронное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется в режиме реального времени с использованием телекоммуникационных средств через систему дистанционного обучения или видеоконференции.

Асинхронное взаимодействие осуществляется посредством переписки по электронной почте, с помощью рассылок информации или видео с использованием телекоммуникационных средств, телевизионных передач.

14. ДОТ включает в себя следующее: видео-лекция, онлайн-лекция, мультимедиа-лекция, телевизионная лекция; самостоятельная работа обучающихся по электронным учебным изданиям (электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, тренажеры, информационно-справочные системы), виртуальные лабораторные практикумы (имитационные модели), компьютерные тестирующие системы; консультации через форумы, чаты и электронную почту; иные телевизионные, сетевые и кейс-технологии.

15. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся осуществляются в соответствии с рабочим учебным планом и учебными программами.

Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для обучающихся по ДОТ проводится посредством:

прямого общения обучающегося и педагога в формате онлайн с использованием телекоммуникационных средств;

автоматизированных тестирующих комплексов;

проверки письменных индивидуальных заданий.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация для обучающихся с использованием ДОТ могут быть представлены различными видами учебной работы (тесты, практическое задание и так далее). При этом вид учебной работы определяется педагогом.

Уровень сложности заданий текущего и промежуточной аттестации должен соответствовать пройденному материалу и быть доступным для обучающихся.

Ответственным за разработку тестовых заданий к промежуточной аттестации является педагог, ведущий дисциплину (модуль).

16. Для управления учебным процессом применяются информационно- коммуникационные технологии, телекоммуникационные средства, специализированное программное обеспечение, предусматривающая систему автоматизированного документооборота, электронные банки знаний и интерактивные мультимедийные средства обучения, электронные учебно-методические комплексы.

17. Для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами для обучения с использованием ДОТ необходимо наличие электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам (модулям) в соответствии с утвержденными рабочими учебными программами.

18. Электронный учебно-методический комплекс каждой дисциплины (модуля) включает обязательный и дополнительный комплекты.

Обязательный комплект должен состоять из:

рабочей учебной программы, списка рекомендуемой литературы;

электронного курса лекций;

материалов практических занятий;

заданий для самостоятельной работы обучающегося;

материалов контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий и других).

Дополнительный комплект может включать методические указания по выполнению курсовых работ; компьютерные программы обучающего характера: тренажеры, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты учебных и учебно-методических пособий и прочие материалы, помогающие усвоению учебного материала дисциплины (модуля). Учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для самостоятельной работы и подготовки к аттестации обучающихся.

Учебно-методические материалы передаются бесплатно.

19. Организация занятий по производственному обучению и прохождению профессиональной практики переносятся на следующий академический период, за исключением выпускных групп.

Оценка по профессиональной практике выпускных групп определяется по итогам ранее освоенных учебной, производственной и преддипломной практик (при наличии), а в случае их отсутствия по итогам производственного обучения, лабораторно-практических занятий.

20. Государственная стипендия обучающимся организаций ТиПО выплачивается ежемесячно в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008 года № 116 «Об утверждении Правил назначения, выплаты и размеров государственных стипендий обучающимся в организациях образования».

21. В студенческих общежитиях организации ТиПО вводится режим карантина.

22. Приостанавливается проведение внешнего аудита, процедуры международной аккредитации в организациях ТиПО, за исключением организаций, завершающих процесс международной аккредитации в онлайн-режиме.

3. Деятельность участников учебно-воспитательного
процесса организаций ТиПО

23. Руководитель организаций ТиПО:

утверждает план работы организации образования, расписание занятий;

создает условия для организации учебного процесса, в том числе технические;

осуществляет постоянный мониторинг и контроль за организацией учебно-воспитательного процесса;

осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями);

организует работу педагогов и других работников организации;

принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы;

организует обучение педагогов по реализации дистанционных образовательных технологий;

обеспечивает доступ обучающихся к электронным библиотекам организации образования;

контролирует деятельность участников учебного процесса, организуют повышение квалификации педагогов;

назначает ответственного (заместителя руководителя) за организацию учебного процесса с использованием ДОТ.

24. Заместители руководителя, заведующие отделениями, методисты:

планируют и осуществляют организацию и координацию учебного процесса с использованием ДОТ;

разрабатывают инструкции использования информационных ресурсов для обучения с использованием ДОТ;

составляют рабочие учебные планы, учитывающие особенности ДОТ в соответствии с ГОСО;

консультируют по вопросам учебного процесса с использованием ДОТ, оказывают методическую и техническую помощь в создании ЭУМК;

обеспечивают регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;

организуют разработку мероприятий, направленных на освоение учебных программ обучающимися;

организуют работу по формированию учебных материалов, в том числе электронных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов;

составляют расписание занятий, график обучения с учетом определения сроков прохождения профессиональной практики без ущерба общему объему часов, установленных учебным планом и переносом на другой период времени занятий, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием, размещенных на интернет-ресурсах организации ТиПО;

определяют продолжительность занятий в режиме реального времени не более 15 минут;

совместно с педагогами определяют организацию учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения заданий обучающимися и представления ими выполненных работ;

осуществляют информирование всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации работы и результатах обучения;

осуществляют методическое сопровождение в ходе организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств;

организуют деятельность педагогов в соответствии с утвержденным графиком работы и обратную связь с ними;

контролируют ход проведения учебно-воспитательного процесса, текущего контроля знаний и итоговой аттестации;

осуществляют через систему электронных журналов организацию учебного процесса;

осуществляют обратную связь с участниками учебно-воспитательного процесса;

координируют работу по выполнению учебной нагрузки педагогами;

готовят отчетную информацию об организации обучения с использованием ДОТ.

25. Педагоги:

корректируют календарно-тематическое (красткосрочные, среднесрочные) планы с привлечением возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);

своевременно осуществляют корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов с применением ссылок на веб-сайты, электронные библиотеки и другие;

согласовывают с заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе проводимые виды работ;

разрабатывают электронные учебно-методические комплексы с необходимыми учебно-методическими материалами в электронном виде;

разрабатывают средства контроля знаний;

разрабатывают и рассылают обучающимся тематический график освоения соответствующих разделов с указанием времени работы над каждой темой, сроками выполнения работ;

проводят синхронные и асинхронные консультации с обучающимися;

могут применять оптимальные и разнообразные виды работ (видеоуроки, самостоятельная онлайн-работа, электронный журнал, онлайн-курсы, чат-занятия, веб-занятия, телеконференция, ресурсы Bilim media group, скайп, google.classroom, MOODLE, ZOOM, электронная почта, WhatsApp — чаты, ресурсы Opiq.kz., Telegram- каналы и другие необходимые средства);

своевременно доводят информацию о применяемых видах работ, о форме и сроках проведения онлайн занятий, участия в офлайн занятиях, сроках сдачи домашних работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей);

рассылают учебные материалы в ближайшее к адресу обучающегося отделение Казпочты (выполненные задания обучающиеся высылают обратно в колледж);

поддерживают оперативный контакт по телефону с обучающимися;

проводят занятия в соответствии с утвержденным графиком обучения, контроль за самостоятельной работой;

проводят индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;

контролируют успеваемость и посещаемость;

обеспечивает регулярное обновление учебно-методических ресурсов;

информируют администрацию о проводимой работе и ее результатах;

оценивают выполнение обучающимися учебных работ в соответствии с критериями оценивания, предусмотренными для каждой дисциплины или модуля;

проходят повышение квалификации в области использования ДОТ в учебном процессе;

ведут документацию, связанную с дистанционным обучением;

информируют администрацию о проводимой работе и ее результатах;

выполняют учебную нагрузку.

26. Педагоги, выполняющие функции руководителей групп:

информируют родителей (законных представителей) о режиме работы, об изменения в расписании, об организации учебного процесса, о ходе и итогах учебной деятельности обучающихся, в том числе в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникационных средств и самостоятельной работы обучающихся;

осуществляют связь с обучающимися и их родителями (законными представителями);

информируют администрацию о проводимой работе.

27. Обучающийся:

находится на ежедневной связи с педагогами;

знакомится с расписанием, темами, содержанием занятий через доступные средства связи;

ежедневно заходит в кабинет обучающегося (при наличии), в электронную почту и другие системы и технологии связи для получения учебного материала для самостоятельного изучения;

ежедневно самостоятельно выполняет задания, в том числе через доступные средства связи, которые установлены организацией образования;

своевременно представляет выполненные задания педагогу через доступные средства связи (электронная почта, WhatsApp чаты и др.);

соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении учебных заданий;

использует доступные электронные ресурсы.

28. Родители (законные представители) обучающихся:

знакомятся с графиком работы, расписанием занятий, процессом организации учебно-воспитательной работы;

осуществляют контроль за выполнением обучающимися заданий;

поддерживают связь с педагогами, с руководителями групп;

создают условия для обучения;

принимают меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, создают необходимые условия для здоровья обучающихся и предотвращения их от заражения инфекционными заболеваниями.

29. Ответственный за ДОТ:

осуществляет взаимодействие с администраторами платформ/АИС по разработке инструкций и рекомендаций для участников учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

проводит мониторинг по выявлению готовности студентов и преподавателей к организации учебного процесса с использованием ДОТ;

участие в организации онлайн-совещаний совместно с отделами ТиПО Управлений образования регионов, с разработчиками АИС/платформ, организациями ТиПО по вопросу создания технических условий (подготовка серверов, выбор программного обеспечения и др.);

определение совместно с администраторами АИС/платформ графика проведения обучающих вебинаров для педагогов организаций ТиПО.

30. Учебно-методические центры (кабинеты) при Управлениях образования областей и городов республиканского значения:

оказание методико-консультационной помощи организациям ТиПО в организации учебного процесса, в составлении расписания, графика обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.